- Что такое фразировка в музыке?
- Как научиться профессионально петь?
- Как развивать музыкальный слух?
- Чем отличается поп-панк от панк рока?
- Педаль или процессор на гитару – что выбрать?
- Почему музыка вызывает дрожь и мурашки?
Наши друзья
Что такое ритм?
Ритм - явление сложное и чрезвычайно многогранное. Как взаимообусловленное соотношение во времени и пространстве ритм по-разному проявляется в различных сферах жизни и видах искусства. Отсюда следует понимание ритма как общей категории со всем разнообразием выразительных средств, в конкретном взаимодействия которых возникает и существует музыкальная мысль.
Ритм (греч. - размеренность, мерное течение) временная организация последовательности и группировки длительностей звуков и пауз, не связанных с их высотным положением. Средством измерения ритма является метр.
Исторически слово "ритм" касалось всех видов и стилей искусства (не только временных, но и пространственных). Древнегреческий "философ мирового ритма" Гераклит считал, что основным отличием ритма от вневременных структур является его неповторимость. Существуют различные уровни организации музыкального ритма, поэтому это понятие предполагает более узкое, так и широкое толкование. Ритм в музыке можно рассматривать как общий драматургический принцип, охватывающий своим действием не только масштабные показатели, но и все составляющие элементы музыкальной формы. Ритм - это не мертвый "счетчик" длительностей и структурных членений, а определитель функциональных соотношений всех элементов, образующих музыкальный процесс.
В течении многовекового развития музыки сложилось несколько концепций, в которых по-разному решались вопросы роли ритма в творческой практике. Отдельные музыкологи считали, что ритм противопоставляется метру, а другие подчеркивали способность полного отождествления этих понятий. Так, Георг Риман отличал ритм от метра, считая объектом ритмики "тяжесть" и "легкость" (сильные и слабые доли). Матис Люси видел природу ритма в метрической сфере, то есть чередовании сильных и слабых долей в музыкальной последовательности, а Джордж Гров полностью отождествлял понятия ритма и метра.
Знаменитые физиологи начала XX века И.П.Павлов и И.М.Сеченов исследовали музыкально-ритмическую организацию сознания. Затем эту работу продолжили ученые-психологи Л.Выготский, Леонтьев, Н.Огородникова, К.Тарасов и другие. В области музыкально-эстетических исследований явление ритма рассматривается как механизм организации эстетической сферы природы (Г.Абдулладзе, Е.Волкова, Л.Гусева, И.Сподарева). Ритмической организации психофизиологической и сенсорной системы посвящен ряд работ А.Изнака и А.Супина. О.Лосев рассматривает музыкальный ритм в более широком смысле как единицу мироощущение и сложную систему понятий и чувств, которые формируют мировоззрение.
Проблема ритма является одной из сложных и важных, в частности, в фортепианной педагогике. Учитывая это современные методические разработки доказывают необходимость и систематизацию новых теоретических и практических разработок в этой области.
Смешное и любопытное на нашем сайте
- Внимание! Говорит… психушка?!
- И смех, и грех в истории музыки
- Самое интересное и любопытное из истории радио
- Занимательные факты о музыке
- Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой