Самодельная музыка от А до Я: запись и обработка вокала

Многие начинающие продюсеры (здесь имеется ввиду именно создание и запись музыки) задаются вопросом "Как сделать вокал фирменно звучащим?". Конечно, у продюсеров с мировым именем есть свои определённые секреты и уникальное оборудование. Но! Большинство людей, что задают этот вопрос даже понятия не имею о правильной записи вокала. Лично я встречал таких человека три (по правде сказать, инструментальная часть была у них выполнена достаточно хорошо). Проблема заключается в том, что вокал звучит как-то отдельно от инструментала, сухо и невыразительно. Поэтому предлагаю Вашему вниманию несколько простейших истин и лично моих советов по записи и обработке вокала:

    -   ЗАПИСЬ И ПАНОРАМИРОВАНИЕ. Всегда! Слышите? Всегда используйте два дублирующихся трэка для записи вокала! Зачем? Почему так категорично? Сигнал, подаваемый с микрофона на звуковую карту всегда МОНО. Поэтому, записываем дорожку с вокалом и дублируем её. Теперь надо сделать панорамирование — это значит "развести" вокал по общей панораме. Дело в том, что у нас хоть и две дорожки, но по звуковой панораме они не разбросаны — то есть проигрываются строго по центру. А эффекта от этого — ноль, получится то же МОНО, но в два раза громче. Основную партию нужно "разводить" немного, в зависимости от тембра голоса. Чем ниже тембр — тем меньше нужно уводить дорожки от центра. И наоборот. То есть, берём первую дорожку и ставим баланс на 7-15% влево. Берём вторую дорожку и делаем то же самое, только вправо. Значения я взял, которыми обычно сам пользуюсь — но тут всё дело вкуса. Теперь включите запись. Объёмнее? Поехали дальше!

     - БЭК-ВОКАЛ. Если вдруг вы всё-таки решили, что основная партия звучит суховато, можно и нужно разбавить её бэк-вокалом. Он даже откровенных бездарностей спасал — посмотрите на нашу эстраду середины девяностых!:) Опять же таки, пишем дорожку и делаем её копию. Бэк-вокал следует развести пошире — использовать значения от 17 до 25% в обе стороны. Естественно, немножко приглушить по общей громкости обе дорожки до того момента, чтобы бэк-вокал не грубо дублировался с основной партией, а дополнял её объёмом. Это всё делается экспериментальным путём, определённых значений дать не могу. Включите запись снова. Шумы, наверное, есть?

    -  ЭКВАЛИЗАЦИЯ. При записи вокала с помощью конденсаторного микрофона лучше всего пользоваться кабинкой (для шумоизоляции). Динамический микрофон особо внешние шумы не ловит ввиду своей инженерной конструкции, но кабинка не помешает в любом случае, если Вы, конечно, не хотите записать шум соседского телевизора либо их же перфоратора. Но кабинки есть не у всех, поэтому проблема часто решается путём эквализации. Как правило, внешние шумы имеют частоту ниже 80-100 Гц. Поэтому, логичнее всего объединить основную партию (две дорожки) в одну СТЕРЕО дорожку, тоже самое сделать с партией бэк-вокала и повесить на полученные СТЕРЕО трэки по эквалайзеру. В любом параметрическом эквалайзере есть настраиваемые "точки" на "кривой". Вот берём ту, которая у нас левее всех (должна быть в районе 60-100 Гц) и присваиваем ей режим low-pass (это режим отсечки частот ДО этой точки) и значение в пределах 80-100 Гц. Значение выбирать на слух. Делаем одинаково для бэк-вокала и для основной партии. По вкусу можно подкрутить высокие и серединку, но в меру. Стало чище? Работаем дальше!

    -  ДИНАМИКА. Прослушайте полученный результат ещё раз. Немного не везде с одинаковой громкостью вокал звучит, да? Да и частоты некоторые вроде как проваливаются...Так мы это легко исправим! Для этого есть такая замечательная вещь, как компрессор. Бывает несколько видов компрессора — мультичастотные и одночастотные. Разница в том, что мультичастотные могут компенсировать сразу несколько частот, а одночастотные — одну. Если вы знаете, что проблема на каком-то одном звуке — используйте одночастотный компрессор. Находите опытным путём ту частоту, которая "плавает" у Вас в записи и с помощью значения "компрессия" пробуете выровнять звучание дорожки. Это достаточно сложно сделать с первого раза, но со временем Вы сможете "ловить" проблемные частоты на лету. Если у Вас проблемных частот особо нет, а просто прыгает уровень звука — достаточно воспользоваться лимитером, это очень простой инструмент специально для выравнивания громкости. Сделайте это и для основной дорожки, и для бэков. Отличие в том, что бэки можно посильнее закомпрессировать, они у нас все равно на заднем плане и их "зажатость" будет только на пользу. Послушайте. Ну как? Пора бы добавить эффектов, не так ли?

    -  ЭФФЕКТЫ. Самыми популярными эффектами для вокала являются дилэй(эхо) и реверберация(имитация помещений\пространств). Очень рекомендую не переусердствовать с ними, иначе можно всё испортить. Добавляйте всё со вкусом и без излишеств. Для любителей разных экспериментов и модных фишек можно попробовать хорус, флэнджер, автотюн, питч-шифтеры и так далее. Главное, чтоб в меру. Послушайте. Ну что, уже больше похоже на студийную запись? Поздравляю, Вы только что сделали более-менее грамотную запись вокала в домашних условиях!

    -   СВЕДЕНИЕ. Теперь всё это дело нужно свести с инструменталом. Советую взять и освободить в инструментале немного места под вокал. Это можно сделать двумя способами — либо освобождением частот под вокал (то есть эквализацией инструментала), либо (если есть исходники инструментала) панорамированием. Второй вариант предпочтительнее, поскольку мы не будем терять драгоценных частот. Смысл в том, чтобы все инструменты (исключение — ритм-секция —бас и ударные) раздвинуть подальше от центра, поскольку в центре у нас будет вокал. Перестараться здесь тоже нежелательно — может получиться "разорванный" микс, когда инструментал будет звучать отдельно от вокала. Всё нужно определять на слух. Ещё одна хитрость — если хотите "выдвинуть" инструмент на передний план — добавьте высоких частот. И наоборот. У Вас всё получится!

 

Наконец-то вы можете прослушать результат своей работы. Наверняка, она в корне отличается от того, что у Вас было изначально. Я лично прошёл по всем этим граблям звукостороения и авторитетно заявляю — соблюдая эти рекомендации, можно добиться качественной записи вокала в домашних условиях. Жаль, что меня в своё время так надоумить было некому. Надеюсь, что моя статья кому-нибудь поможет. Всего самого наилучшего и удачи, верьте в свои силы!





Смешное и любопытное на нашем сайте

 - Что такое глюкофон?

 - Радио для кошек

 - Внимание! Говорит… психушка?!

 - Самый молодой радиоведущий

 - «Аксакалы» аудиоэфира

 - И смех, и грех в истории музыки

 - Самое интересное и любопытное из истории радио

 - Мифы о работе радиоведущих

 - Занимательные факты о музыке

 - Овощная симфония

 - Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой