Что такое «русский шансон»?

    Шансон (с франц. «песня»), в своём первозданном виде -- это хоровая песня французских крестьян 15-16 веков бытового или иронического содержания. Этот жанр стал противопоставлением, бытовавшим тогда, городским романсам, которые имели поэтическую основу. Французские крестьяне, переселившиеся в города, вынесли шансон в массы, где он начал активно развиваться, благодаря кафешантанным и уличным шансонье (певцам-исполнителям). Лучшие песни ушли «в народ», фольклоризировались и составили целый пласт городской песенной культуры. Секрет всеобщей любови к шансону заключалось в том, что эти песни отражали жизненные проблемы простого народа, были отдушиной в нелёгкой жизни.
     Французский шансон не раз оказывал влияние на русскую песню. В 18-19 вв. – на русский романс, в коне 19 -начале 20 века из Франции проникли песни-шансоньетки, которые носили лёгкий, фривольный характер. Эти песенки постепенно ассимилировали с местным городским романсом, «жестоким» цыганским романсом, с народными песнями городских окраин, с ресторанной песней и с песнями питерских и одесских куплетистов. Так возник «русский шансон». Основоположниками жанра были Ю.Убейко С.Сарматов, ансамбль В.Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг», М. Ямпольский, Я.Ядов, А.Баянова и др. В это время существовал, так называемый, «босяцкий» шансон, который был запрещён в сталинские времена. В 30-х годах в СССР шансон ушёл в подполье, но, несмотря на это, развивался как на территории Союза, так и среди эмигрантов за границей. 
     Выступление Ив Монтана на фестивале молодёжи в 1957 году было решающим моментом в становлении «подпольной» и бардовской песни в СССР. Его музыка оказало влияние на таких музыкантов, как Ж.Татлян, М.Бернес, Е.Агранович, А.Галич, В.Высоцкий, А.Городницкий, а также множество других исполнителей, благодаря которым в 80-90-е годы возник известный всем «русский шансон».
     Отличительными особенностями шансона являются его специфическое мелодическое и текстовое строение, и чтобы его понять, недостаточно просто слушать – необходимо мыслить в этом направлении. Многие (ошибочно) подразумевают под шансоном только тюремную, «блатную» песню, у которой сегодня множество поклонников, и не меньше противников, считающих, что увлечение «блатняком» провоцирует к преступлению закона и к алкоголизации населения. Нередко можно услышать фразу, вроде той, что: «Ах, если бы Шарль Азнавур, Эдит Пиаф и др. знали, ЧТО в России называют шансоном…». Но! Песни о неволе – одна из множества тематик классического французского шансона. Значит всё вполне себе «в стиле», сохранена идея первоисточников. 
    Несмотря на всё это, «русский шансон» -- это не только тюремная лирика, а ещё и песня от души и для души, где не так важны идеальные вокальные данные (пример – М.Бернес). Главное – посыл, харизма, честность, открытость и доступность...
.



Смешное и любопытное на нашем сайте

 - Что такое глюкофон?

 - Радио для кошек

 - Внимание! Говорит… психушка?!

 - Самый молодой радиоведущий

 - «Аксакалы» аудиоэфира

 - И смех, и грех в истории музыки

 - Самое интересное и любопытное из истории радио

 - Мифы о работе радиоведущих

 - Занимательные факты о музыке

 - Овощная симфония

 - Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой