Пестрый мир радиоформатов


У всех радиослушателей свои вкусы и предпочтения. Поэтому под «форматом радиовещания» подразумевают особенности деятельности радиостанции, направленной на удовлетворение эстетических запросов конкретной аудитории. Насчитывается около 20 основных форматов коммерческих радиостанций, но вариантов их реализации существует гораздо больше.


Формат «Современный взрослый» (АС, Adult Contemporary) - один из наиболее распространенных и популярных радиоформатов. Например, в США около 15% радиослушателей предпочитают ловить волны именно АС-радиостанций, что делает его лидером среди популярных форматов в этой стране. Целевая аудитория таких радиостанций – представители среднего класса возрастом от 25 до 49 лет. Этот формат популярен как у мужчин, так и среди женщин. Так как аудитория формата очень широка и довольно состоятельна, она привлекает множество рекламодателей к радиостанциям с подобным вещанием. Музыка «властвует» в эфире. Эфирное время заполнено преимущественно современными поп-хитами и шлягерами 70-90-х годов с небольшими вкраплениями софт-рока и другой легкой для восприятия музыки. Могут транслировать информационные программы и выпуски новостей, но они играют лишь второстепенную роль. Утренние эфиры на радиоволнах АС ведут «персоналити» – высокооплачиваемые известные ди-джеи. Кроме них есть также ведущие дневных и ночных эфиров. Широкая и разносторонняя аудитория слушателей радио этого формата принудила к «суживанию» АС на многих радиостанциях США и Европы. В связи с этим Adult Contemporary имеет ряд подформатов – New AC, Hot AC, Lite, Urban AC  и др. например, направленность Hot AC – «горячие» поп-хиты, New AC – современная «околоджазовая» музыка и т. д.

 

Формат «Современный хит» (CHR, Contemporary Hit Radio). Из названия уже все понятно – этот формат ориентирован на свежие шлягеры. Аудитория радиостанций CHR состоит преимущественно из молодежи до 18 лет, а также достаточно большого количества взрослых любителей современных хитов. Согласно проведенным социологическим исследованиям, молодых людей мало интересуют новости по радио. Поэтому эфирное время на станциях формата «Современный хит» практически полностью посвящено музыке, а выпуски новостей если не полностью отсутствуют, то являются очень короткими и играют второстепенную роль. Американские радиоэксперты определили задачу формата CHR, которая, по их словам, состоит в том, чтобы полностью приковать молодежь к данной волне и не дать ей переключиться на другую. В связи с этим, радиостанции этого формата пускают в эфир песни с жесткими и быстрыми ритмами, которые крепко приковывают внимание молодого слушателя. В период с 70-х по 90-е годы данный формат был на пике популярности. Но и сейчас CHR-радиостанции не теряют лидирующих позиций в рейтингах, а в одних только США таких насчитывается около пятисот. Существуют также отдельные подформаты CHR. Например, EuroHit  направлен на исключительно европейскую музыку, а на волнах Golden Hit транслируют только хиты последних десятилетий.

 

Формат «Легкая для восприятия музыка» (Easy Listening, Soft Adult, Lite and Easy, первоначально - Beautiful Music). Транслируются преимущественно легкие инструментальные композиции, оркестровая музыка, популярные мелодии с мягким вокалом и множеством струнных инструментов. Основу аудитории слушателей данного формата составляют люди средних лет (от 40 до 50 лет). Разговорный жанр  и выпуски новостей занимают немного эфирного времени (хотя на некоторых волнах можно услышать довольно обширные информационные и новостные блоки, особенно в утренние часы). Easy Listening в последнее время утратил свою былую популярность, частично уступив свою аудиторию формату АС.

Формат «New Age». Этот формат ориентирован на музыку одноименного жанра. Музыка формата имеет медитационный характер и служит для снятия напряжения. Целевая аудитория радиослушателей формата «New Age» (преимущественно это касается американской радиоиндустрии) – молодые бизнесмены, люди с престижным образованием, которых в США называют «яппи». На постсоветском пространстве пока еще нет станций, вещающих исключительно New Age. Формат фрагментарно присутствует в эфире лишь отдельных радиостанций (например, «Радио-101).


радиоформаты

 

Формат «Рок-музыка из альбомов / для взрослых» (AOR, Album / Adult Oriented Rock). Стандартом формата является «хуковые» рифовые рок-композиции, рок-баллады, признанные рок-шедевры. Треки на AOR часто делятся больше принятой на радио нормы, то есть более 3,5 минут. Формат имеет довольно узкую аудиторию, поэтому рекламодатели не слишком заинтересованы в нем.

Существует множество жанров рок-музыки. Соответственно, AOR делится на стилистические подформаты. «Современный рок / альтернатива» (Modern Rock/Alternative) – этот формат ориентируется на молодежь и практикуется преимущественно на локальных студенческих радиостанциях. Формат «Классический рок» (Classic Rock) направлен на другую возрастную группу радиослушателей – это более зрелые люди, юность которых проходила в конце прошлого столетия. Трек-лист таких станций состоит из рок-хитов эпохи рассвета хард-н-хеви и других классических рок-жанров (70-е, 80-е и частично 90-е). Главным представителем формата AOR в России и Украине является «Радио РОКС», характер вещания которого ближе к Classic Rock.

 

Форматы Nostalgia и Oldies. Эти форматы достаточно похожи, так как они ориентируются на музыку середины ХХ столетия. На станциях Nostalgia («Ностальгия») транслируются преимущественно композиции «эпохи бигбендов» (конец 40-х - 50-е годы). Формат Oldies в свою очередь ориентирован на поп-музыку 50-х и начала 60-х годов (типа Елвиса Пресли, Еверли Бразерс и др.). Аудитория форматов состоит из людей старше 50 лет. Основную часть эфирного времени занимает музыка, в то время как другие программные элементы (реклама, новости и т. д.) растворяются среди музыкального потока, оставаясь малозаметными. Большинство подобных радиостанций полностью либо частично компьютеризированы, но на некоторых еще остались авторитетные ведущие – персоналити. Представителем и неким гибридом этих форматов на постсоветском радиопространстве можно считать «Радио Россия – Ностальжи».

 

Формат «Классика» («Classics»). Хотя поклонников классической музыки среди радиослушателей не много, но зато эта аудитория очень стабильна, а состоит она преимущественно из людей высокого социального статуса. Поэтому радиостанции, которые вещают классические произведения, получают хоть и не громадную, но достаточно высокую и стабильную прибыль, а их ниша в FM-диапазоне хоть и небольшая, но зато очень устойчива. Главным принципом деятельности подобных радиостанций таков: чем меньше перерывов в вещании, тем больше успех среди слушателей. Исходя из этого, радиостанции формата по-особенному строят стратегию своего вещания. Например, сокращение длительности рекламных блоков в дневное время компенсируется  их расширением во время вечернего эфира. На Западе нередко такие радиостанции полностью декоммерциализируются, входя в таких случаях в сферу общественного радио.

 

Формат «Середина пути» (MOR, Middle-of-the Road, Full Service, General Appeal, Diversified, Variety). Этот формат хоть и имеет много альтернативных названий, но его границы достаточно размыты. Его часто именуют переходным форм  аудитория формата довольно пестрая, то на ведущего возлагается «миссия» заинтересовать любого слушателя. Выпуски новостей, прогнозы погоды и другие информационные блоки – обязательный эфирный элемент формата. Поэтому разговорный жанр на радио атом, так как его аудитория может состоять из представителей разных категорий слушателей. Толчком к появлению данного формата стало то, что со временем возросло количество тех, чьи музыкальные вкусы не ограничивались одним-двумя стилями. Такая категория людей стремиться слушать разнообразную музыку, не «оковывая» себя вкусовыми ограничениями. На радиостанциях такого формата роль ведущего очень велика. Так какMOR занимает едва ни столько же эфирного времени, как и сама музыка. Сама стилистика музыки «Середины пути» определяется как что-то среднее между «модным и старым», «громким и сладким». Кстати, в США бытует мнение, что станции именно этого формата являются «кузницей» талантов дикторского дела, которые потом расползаются по радиоиндустрии. И это не безосновательно, ведь «отправной точкой» карьеры многих известных диск-жокеев стали именно радиостанции «Middle Of The Road».

 

Фомат «Кантри» (Country). Сравнительно непопулярный формат, но его аудитория всегда была и остается достаточно стабильной. Родина кантри и соответственного радиоформата – США, где он особенно популярен среди жителей южных регионов. Слушатели радио «Кантри» - это люди низшего среднего класса в возрасте от 24 до 55 лет. Музыкальное наполнение эфира всех радиостанций данного формата очень похоже, а различия в характере вещания касаются лишь разговорного жанра. Некоторые кантри-станции полностью исключают из эфира выпуски новостей, так как их аудитория полностью ориентируется на музыку. Как уже было указано, местом зарождения и рассвета популярности кантри является США. Но в Западной Европе формат также имеет много своих последователей, но сам стиль исполнения часто приспосабливается к местным традициям.

 

Промежуточные радиоформаты. Технический прогресс, развитие цифрового радио в частности, а также расширение и фрагментация категории «среднего класса» ведут к дальнейшему делению аудитории радиослушателей. Все это приводит, соответственно, к дроблению радиоформатов на все более и более узкие. Путей «сужения» есть два. Первый из них заключается в том, что радиостанции будут стараться ориентироваться лишь на конкретный, четко сфокусированный музыкальный стиль. Второй путь – это демонстрация нетрадиционных подходов к вещанию. Классическим представителем второго подхода является формат News/Talk.

Формат «Новости / Разговорный жанр» (News/Talk). Этот формат появился в 60-х годах и является альтернативным вариантом радиовещания в противовес (или в дополнение) к музыкальному.

Формат «Новостное радио» (All News) можно чаще всего найти среди радиостанций крупных городов, так как рекламу там отыскать легче. Еще один фактор размещения новостных станций преимущественно в «сити» - этот формат более дорогостоящий, чем музыкальный, да и штат сотрудников требуется покрупнее. Аудитория новостного радио состоит из молодых социально и политически активных людей.

Формат «Разговорное радио»(All Talk) начал развиваться с середины 50-х годов. В то время некоторые общеформатные станции начали пускать в эфир программы, в которых ведущие отвечали на вопросы радиослушателей, звонивших прямо в студию. Формат стал популярен прежде всего среди пожилой аудитории.

За последние несколько десятилетий эти форматы набрали популярность у более широкого сегмента радиослушателей. Со временем это позволило объединить их интегрированный формат News/Talk. Особым подформатом новостного радио является All Sports – радиостанции, эфир которых направлен исключительно на спорт. Эксперты прогнозируют возрастание популярности News/Talk в будущем, вплоть до завоевания первенства среди всех радиоформатов.





Смешное и любопытное на нашем сайте

 - Что такое глюкофон?

 - Радио для кошек

 - Внимание! Говорит… психушка?!

 - Самый молодой радиоведущий

 - «Аксакалы» аудиоэфира

 - И смех, и грех в истории музыки

 - Самое интересное и любопытное из истории радио

 - Мифы о работе радиоведущих

 - Занимательные факты о музыке

 - Овощная симфония

 - Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой