Ритм как сегмент музыкальной подготовки начинающих пианистов

   Начальный этап обучения игре на фортепиано занимает одно из ведущих мест в музыкальном воспитании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы восприятия и воспроизведения музыкальной мысли, образуется приоритет слухового и художественного компонентов над чисто двигательными действиями. Пианисты начинающие развиваются комплексно (ладовые, музыкально-слуховые представления, музыкальная память и т.д.), а ритм является неотъемлемой составляющей всего процесса формирования будущего музыканта и определяет правильность установления контакта с музыкальным языком от самого начала обучения.

    Ритм - явление сложное и чрезвычайно многогранное. Как взаимообусловленное соотношение во времени и пространстве ритм по-разному проявляется в различных сферах жизни и видах искусства. Отсюда следует понимание ритма как общей категории со всем разнообразием выразительных средств, в конкретном взаимодействия которых возникает и существует музыкальная мысль.


    Ритм является первоосновой музыки и неотъемлемой составляющей всего процесса обучения игре на фортепиано. Выдающиеся пианисты-педагоги Василий Барвинский, Феликс Блуменфельд, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Леонид Николаев, Дарья Герасимович, Виктор Клин, Роман Савицкий и многие другие рассматривали ритм в комплексе музыкальной подготовки пианистов начинающих. Именно поэтому первые уроки игры на фортепиано были посвящены не "постановке рук" и техническим упражнениям, а развитию слуха и чувства ритма.

    На начальном этапе игры на фортепиано очень важно сформировать у студентов ощущение ритмической доли, умение воспроизвести ее в любом музыкальном произведении. Важно, чтобы на основе слуховых представлений ученики осознали, что нет музыкальных произведений без ритма. При этом надо обращать внимание пианистов начинающих на выразительное значение ритма, на его роль в фортепианных произведениях. Студенты должны научиться понимать, что чувство ритма является синтетическим и состоит из следующих структурных элементов: чувство единой ритмической пульсации; образования метрических сильных долей, определенных акцентами, их равномерное чередование; группировки слабых долей вокруг сильных, соотношение стоимости ритмического рисунка, основанное на равномерной пульсации; выбор времени равномерной единицы пульсации как основы темпа.

    Процесс формирования чувства ритма у пианистов начинающих охватывает все грани понимания природы ритма: ощущение относительности в восприятии времени, понимание ритма в музыке как эмоционально выразительной, художественно-смысловой категории, а не только пространственной: технология исполнительского музыкального ритма всегда моторно-двигательная в своей основе . Динамика ритма, находит в музыкальном формообразовании смысловое наполнение, может быть разнообразной. Она определяется конкретным соотношением двух основных функций ритма - активно-стимулирующей (процессуальной) и структурно-организующей, то есть «формы в движении» и «формы в покое». Тесно смыкаясь с самыми общими основами музыкального формообразования, ритм выступает одновременно как процесс и как его организация. Активная, центростремительная тенденция в ритме является ведущей. Как главный драматургический фактор ритм выступает настоящим «режиссером» всего музыкального действия.





Смешное и любопытное на нашем сайте

 - Что такое глюкофон?

 - Радио для кошек

 - Внимание! Говорит… психушка?!

 - Самый молодой радиоведущий

 - «Аксакалы» аудиоэфира

 - И смех, и грех в истории музыки

 - Самое интересное и любопытное из истории радио

 - Мифы о работе радиоведущих

 - Занимательные факты о музыке

 - Овощная симфония

 - Список музыкальных сайтов с бесплатной музыкой