Celtic - Кельтская музыка
Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения различных музыкальных жанров, выросших из традиционной кельтской музыки.
Элементы кельтской музыки активно внедряются в самые разные виды современной музыки. Спектр музыкальных жанров содержащих кельтские мотивы принято обозначать термином «Celtic Fusion». Одним из старейших жанров, вбирающих в себя шотландские, ирландские, английские и африканские традиции, является американская народная музыка (называют её по-разному, «roots music», «old-time music»). Стиль возник на юге Америки в начале колониального периода и оказал огромное влияние на все формы американской музыки, включая кантри, блюз и рок-н-ролл.
В 1960-х, такие группы как Fairport Convention, Pentangle, Steeleye Span и Horslips, создали уникальную смесь кельтского фолка и рока. Начиная с 1982 года, когда The Pogues изобрели кельтский панк, наблюдается начало внедрения кельтской музыки в другие музыкальные жанры. На сегодняшний день существует большое разнообразие музыкальных жанров подходящих под определение «Celtic Fusion».
Разновидности кельтской музыки
Ирландская музыка
Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (sean-nos — старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции — арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в ее современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920-м годам стали появляться кейли-бэнды — группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann», группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть ее участников позже основали «Chieftains», которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners», «Planxty» и «Clannad». В 1960-70-е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение», благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.
Шотландская музыка
Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothy-ballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).