Самодельная музыка от А до Я: мастеринг
В этой статье мы поговорим о такой важной, финальной части создания вашей музыкальной композиции — мастеринге. От него зависит, как будет звучать ваш материал у конечного пользователя.
Допустим, у вас есть проект с отстроенными уровнями громкости на каждой дорожке. Приглушите одновременно все дорожки процентов на 30. Теперь возьмите мастер-трэк и повесьте на него какой-нибудь плагин для мастеринга. Их очень много на просторах интернета, выбрать есть из чего. Лично я предпочитаю iZotope Ozone либо компонент из очень популярного набора плагинов для работы со звуком Waves — Maserati GRP. Я чаще пользуюсь вторым, он минималистичнее первого, а результат даёт не хуже. Что это нам даёт:
- возможность отстроить уровни входящего (исходного) и выходящего (конечного) сигналов
- возможность отстроить общий эквалайзер
- возможность компрессировать звук, компенсировать "выпадающие" дорожки для достижения равномерного, ровного и плотного звучания
- возможность настроить чувствительность компрессора
Всё это нужно для создания чистого и мощного выходящего сигнала, который уже и будет прослушиваться на аудиосистемах.
Теперь немного нюансов. Не советую ставить на эквалайзере какие-то экстремальные значения — до 15 единиц отклонения от нуля, не более. Настройки эквалайзера зависят от жанра музыки — тут уже "на вкус и цвет...", как говорится. Компрессию тоже нужно подбирать на слух. Здесь главное — не перестараться. Слишком много компрессии обернётся впоследствии плоским, пережатым звуком и отсутствием динамики. Чувствительность советую попробовать изменять минимально относительно умолчаний. Также, не советую пользоваться пресетами — лучше поставить всё в ноль и настроить индивидуально под вашу запись. Разумеется, это всё нужно повторять для достижения нужного результата. Так что не удивляйтесь, что на это у вас уйдёт много времени.
После того, как вы получите окончательный (на тот момент) вариант, сделайте экспорт в формат mp3. Желательно с битрейтом в 192 кбит/с. Да, вы ухудшите качество звучания, но не забывайте, что это — самый распространённый формат. Не все же будут слушать ваши композиции в формате студийного аудио-CD, правда? Возьмите получившийся файл и проиграйте его на разных источниках звука — от мобильного телефона до высококлассной аудиосистемы. Если на всех классах устройств композиция остаётся слушаемой и инструменты читаемыми — значит вы на верном пути. Именно для этого у меня валяются дома дешёвые колонки Genius в пластиковом корпусе и комплект разнокалиберных дешёвых наушников. Если даже на устройствах низкого качества трэк будет хорошо звучать, то на устройствах hi-end класса — и подавно. Если вдруг вы заметите, что на дешёвых колонках выпадают какие-то партии — срочно возвращайтесь к отстройке уровней! Ведь не у всех есть дорогостоящие hi-fi аудиосистемы, не так ли? Поэтому постарайтесь достичь компромисса в этом нелёгком деле и вы получите самую настоящую запись студийного качества, которую не стыдно дать послушать знакомым. Удачи!