Что такое оперетта?
Оперетта ( от итал. «маленькая опера») – это музыкально-театральный жанр (чаще комического, иронического или лирического характера), в котором музыкально-танцевальные номера сочетаются с разговорной речью.
В оперетте, как и в опере, есть арии, ансамбли, хоры, балетные номера, но они значительно упрощены. Вокальные номера выдержаны в песенно-куплетной форме, а хореографические, которые исполняются в кульминационные моменты каждой части, обычно представляют собой популярный, в данное время и в данной стране, танец. (канкан у Оффенбаха, чардаш у Кальмана и т.д.). Французский водевиль, немецкий зингшпиль, пародийные и комедийные оперы – исторические предшественники оперетты. Но в оперетте, в отличие, например, от водевиля, в котором музыка носила вспомогательный характер, именно с помощью музыкальных номеров раскрывается сюжет и основная мысль спектакля. До середины 19 века опереттой называли небольшую по размерам оперу, и только позже, она утвердилась, как самостоятельный жанр музыкального театра – в 50-е годы 19 века – во Франции, в 60-е годы -- в Австрии, в 70-е – в Англии, а в 80-е – в Америке.
Первые оперетты возникли во Франции и первоначально носили социально-сатирический, иронический характер («Орфей в аду» Оффенбаха). Но уже в 60-70-х годах, в английских (оперетты Салливена) и австрийских опереттах (Штраус-сын, Целлер, Зуппе), стал преобладать лирико-комедийный сюжет.
К концу 19 века, французская оперетта стала носить фарсовый и развлекательный характер, английская – приблизилась к мюзик-холлу, а в австрийской наступил период подъёма и всемирной популярности. Американская оперетта, возникшая в конце 19 века, в 20-х годах 20-го века видоизменилась и утвердилась как новый жанр – мюзикл.
Если в дореволюционной России оперетты не создавались, то уже в 20-х годах появились первые оперетты Дунаевского и Стрельникова, а позже Александрова, Милютина, Листова, Хренникова, Свиридова, Шостаковича и Кабалевского. Их опереточное творчество было неразрывно связано с массовой советской песней. Для советской оперетты характерна лирическая, романтическая и комедийная направленность, а также преобладание героико-патриотического духа. Также в СССР создаются оперетты и мюзиклы для детей.