Что такое симфонический оркестр?
Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, который специализируются на игре симфонической музыки. Его формирование неотъёмлемо связано с возникновением Венской классической школы и нового, в то время, жанра – симфонии. В состав симфонического оркестра может входить более 110 музыкантов, чего требует специфика звучания многих академических произведений. Правда, нередко встречаются оркестры малых составов, в которых не более 50 музыкантов. Такие камерные симфонический оркестры можно увидеть и услышать либо в небольших городах, либо оркестр специализируется на ранней классической музыке, исполнение которой требует небольшого состава музыкантов и малого концертного зала.Родиной симфонического оркестра является Европа 16 века. Начало его существований связано с совершенствованием смычковых музыкальных инструментов. В эпоху барокко в симфонический оркестр были обязательно включены клавесин и мандолина. Однако классический его состав сформировался в эпоху Й. Гайдна, чьё творчество оказало на это решающее воздействие. «Гайдновский» симфонический оркестр состоял из четырёх инструментальных групп: квинтет струнных смычковых, медные и деревянные духовые, литавры.
В 19 веке состав симфонического оркестра ещё больше расширился: увеличелось количество струнных инструментов, улучшен качественный состав духовых и ударных. Нередко в его составе можно было встретить фортепиано, арфу и орган. Дирижёр оркестра тогда сам играл на каком-либо музыкальном инструменте и параллельно дирижировал. Со временем, руководители оркестров от такого совмещения отказались.
За время существования симфонического оркестра сменилось множество видов расположения и рассадки музыкантов. На сегодняшний день выработан определённый принцип расположения музыкальных инструментов в оркестре, от которого зависит качественное звучание классической музыки.
Чтобы хорошо видеть дирижёра и следить за его жестами, музыкантов рассаживают веерообразно, а дирижёр находиться в центре оси. Музыкальные инструменты каждой, отдельно взятой, оркестровой группы располагаются в одном месте, что позволяет музыкантом лучше слышать друг друга. Т.к. сила звучания у них разная, то и распределить в оркестре их следует так, чтобы добиться максимально равномерного звучания.
В 20 веке сложилось 2 основных типа рассадки симфонического оркестра: немецкая и американская, и какую рассадку выбрать для своего оркестра, решает дирижёр.