Как джаз проник в СССР?
Первые джазовые ансамбли появились на просторах СССР в 1920-30-х годах. В их репертуаре были популярные, на то время, в Европе танцевальные мелодии. Советский джаз тогда был настоящей народной музыкой, которая «строить и жить помогала». У джаза в СССР была нелёгкая судьба -- его, периодически, то разрешали, то запрещали, но всё же он существовал и развивался, радуя своих поклонников.
Началось всё с того, что известный поэт и музыкант Валентин Парнах, проживший несколько лет во Франции, услышал там джазовую музыку и был так ею восхищён, что решил, во что бы то ни стало, познакомить с ней советского слушателя. Он закупил в Европе джазовые музыкальные инструменты, такие как саксофон, банджо, ударную установку и др., чтобы по приезду организовать джаз-бенд. Официальным днём рождения джаза в Советском Союзе можно считать 1 октября 1922 года, когда джазовый оркестр, под управлением Валентина Парнаха, дал первый концерт.
Постепенно в СССР к джазу обратились и профессиональные оркестры, такие как консерваторский «ПЭКСА», ленинградский ансамбль Эдуарда Корженевского, оркестр Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Все они вывели джаз на профессиональный уровень. В 1927 году в Ленинграде была создана первая «Джазовая капелла», которая исполняла не только западные композиции, но и джазовые произведения советских композиторов.
Расцвет советского джаза пришёлся на 30-е годы, когда артист Ленинградского театра сатиры Леонид Утёсов создал легендарный ансамбль «Теа-джаз». Необыкновенное сочетание музыки, оперетты, театральной сатиры и зрелищных номеров, сделали джаз настоящей советской музыкой, которая развлекала, воодушевляла и патриотически воспитывала. Примером тому служит всем известная комедия «Весёлые ребята», где снялся сам Утёсов, и был задействован его оркестр. Пресса тогда писала, что советскому слушателю нужен джаз, но спустя, буквально, два десятилетия, джаз станет откровенно неугоден властям, его назовут «музыкой загнивающего, буржуазного Запада». Всё же, не смотря на это, в СССР он окончательно исчезнет, оставаясь востребованным и любимым верными поклонниками. В 50-80-е годы появились ещё несколько джазовых оркестров, среди которых был самый долгоживущий джазовый концертный оркестр, под руководством Олега Лундстрема, джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин», джазовый квартет из Азербайджана «Гая» и др. Кто-то из известных музыкантов сказал, что джаз в СССР будет существовать до тех пор, пока не исчезнет последний его слушатель.