Как можно измерять аудиторию радиослушателей?
Изучение аудитории радиослушателей – задача, с которой сталкиваются руководство радиостанций и рекламодатели. С телеаудиторией в этом плане намного проще: она давно измеряется с помощью электроники, т.е. с помощью нужного оборудования фиксируется, сколько на данный момент включено телевизоров, и какой канал транслируется. Радиоаудиторию таким способом измерить практически нереально, т.к. человек может за один день находиться в нескольких местах и пользоваться разными радиоприёмниками. Правда, в Швейцарии изобрели устройство, в форме небольшого кулона, которое вешается на шею. Оно фиксирует все звуки, окружающие человека. Однако, это устройство довольно дорогостоящее, и поэтому не получило большого распространения. Для изучения и измерения радиоаудитории во всём мире используются другие методы.
Для измерения аудитории слушателей, наиболее часто используется метод опроса и интервьюирования. У человека, по телефону или лично, спрашивают, какие радиостанции он слушает, как часто и в какое время. Этот метод не особо точный, т.к. не всегда позволяет связаться с мобильной категорией граждан, которых сложно застать дома. Также, в целях экономии, опрос ведётся по большому списку радиостанций, в котором, при опросе, наибольшее предпочтение отдаётся радиостанциям, стоящим первыми в списке. Это случается из-за того, что опрашиваемый устаёт и не может концентрироваться на точных ответах.
Для получения информации об объёме аудитории, слушающей конкретную радиостанцию в течение месяца, недели и дня, используют метод Recency-Frequency. По телефону проводится опрос, с помощью которого выявляется средняя аудитория по часам в течение дня, по дням на протяжении недели, по неделям на протяжении месяца. По этим данным составляется ежедневная, еженедельная и ежемесячная сетка вещания.
Методика Day After Recall используется для того, чтобы не докучать одним и тем же людям вопросами. Она заключается в том, что опрашиваются каждый раз новая группа людей с одинаковыми социально-демографическими характеристиками. Информация обрабатывается, и в итоге даётся представление с точностью до 15 минут о том, кто, когда и как долго слушает данную радиостанцию.
Самым трудоёмким и дорогостоящим является дневниковый метод. Его суть в том, что наёмные слушатели в течение дня регистрируют то, что они слушают. Этот метод довольно эффективный, но всё же неизбежно случаются огрехи, связанные с человеческим фактором. Используется он, чаще всего, в больших городах.