Когда появилось пение под фонограмму?
Когда точно появилось пение под фонограмму – до сих пор толком не известно. Существует мнение, что «фанеру» ввел продюсер группы Бони М Франк Фарриан, который включил в группу танцора, который только открывал рот под чужое пение. Также некоторые считают, что это чисто русский продукт, т.к. ещё в 1970-е годы многие советские артисты любили попеть под «плюс», причём даже на сцене Кремлёвского дворца. Расцвет фонограммного пения пришёлся на начало 80-х годов, во времена появления электронных музыкальных инструментов. Западная артисты использовали «фанеру» повсеместно, не брезговали ею даже такие группы, как Duran Duran, Deep Purple, а также Элтон Джон, Мадонна и мн. др.
Начало 90-х годов отметилось грандиозным скандалом вокруг группы Milli Vanilli. Небезызвестный продюсер Франк Фарриан сделал гениальный коммерческий ход, создав группу, состоявшую из двух сексуально-привлекательных стриптизёров, которые открывали рот под фонограмму, записанную профессиональными джазменами. Группа Milli Vanilli имела оглушительный успех, их альбомы продавались многомиллионными тиражами. И всё бы ничего, если бы участники группы не захотели самостоятельности и не оставили своего продюсера. Фарриан, в ответ на это, поведал всему миру правду о своей группе. Milli Vanilli через суд лишили всех наград и обязали вернуть деньги за проданные альбомы всем желающим.
В СССР наиболее громкие скандалы, на почве пения под фонограмму, связаны с солистом группы «Рок-ателье» Крисом Кельми, который использовал на концертах запись чужого голоса, с группой «Мираж», солистки которой тоже пели не своими голосами, а также с группой «Ласковый май», которая все концерты работала под фонограмму. К слову, у двух последних групп было огромное количество групп-двойников, которые колесили по всему Союзу, выдавая себя за основной состав, и «распевали» их популярные хиты. В 90-х годах практически у всех популярных артистов были двойники, о существовании которых они иногда даже не догадывались.
Пение под «фанеру» зачастую является желанием не артистов, а их продюсеров, которые (как например продюсеры «Миража» и «Ласкового мая») либо хотят максимально нажиться на своих подопечных, либо максимально сэкономить на транспортировке дорогостоящей аппаратуры во время гастрольного турне. В последнем случае, фонограмма используется якобы в помощь не всегда профессиональным артистам, которые не могут выступать с арендованной в месте выступления аппаратурой, сомнительного качества.
В последнее время становится всё больше и больше протестующих (как слушателей, так и артистов) против фонограммного пения. Наиболее толковым является предложение, писать на афишах о том, живой звук будет на концерте или «фанера». Следовательно, на выступления под фонограмму билеты сделать в разы дешевле, чем на живые концерты.