Кто придумал нотную запись?
В 11 веке нашей эры в Италии, в городке Ареццо, жил монах-музыкант, которого звали Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). В этом городе был мужской монастырь, где Гвидо обучал певческому искусству мальчиков. Занятия проходили каждый день, и каждое из них начиналось с пения Гимна Святому Иоанну. Это очень значимое произведение в истории музыки, ведь оно дало начало нотной записи.
Каждую новую строчку Гимна мальчики должны были пропевать чуть выше предыдущей. Но это у них не всегда получалось, и певчие часто пели фальшиво. Гвидо Аретинский им помогал и начинал сам петь накочало каждой строки в Гимне. Но это не могло долго продолжаться, и он, чтобы облегчить обучение пению мальчиков, решил записать на бумаге каждый звук по высоте.
Каждую новую строчку Гимна Гвидо пометил квадратным значком, каждый из которых размещался, по возрастающей, на четырёх линеечках, которые выполняли роль ступенек для звуков. Это был очень простой, понятный детям музыкальный алфавит, который, как и планировалось, значительно облегчил пение. Мальчики перестали фальшивить, ведь перед глазами у них была лесенка с поочерёдным расположением звуков.
Нотный алфавит Гвидо Аретинского состоял из 6 нот, названия которым дали первые строчки Гимна:
1. «Ut queant laxi -- первая нота ut
2. Resonare fibris – нота ре
3. Mira gestorum – нота ми
4. Famuli tuorum – нота фа
5. Solve poluti – нота соль
6. Labrii reatum Sancte Johanes»—нота соль
Придумав ноты, монах обучил своих учеников своеобразной нотной грамоте и «читке» мелодии с листа, и тем самым дал начало музыкальной науке, которая называется сольфеджио. Ребята пели сами по нотам, а Гвидо только контролировал и вносил коррективы. Сократилось и обучение певческому искусству: вместо десяти лет, стали учиться два года.
Нотный стан Гвидо состоял из четырёх линеечек: чёрного, жёлтого и красного цвета. Ноты были изображены в форме квадратиков. Только через пятьсот лет в его нотный алфавит были внесены изменения: добавилась пятая линеечка нотного стана и они стали чёрного цвета, появилась нота Си (предположительно от инициалов Святого Иоана), ноту Ut, из-за сложного пропевания, переименовали в До, добавились скрипичный и басовый ключи. Такая нотная система дошла до наших дней.